Когда я сам участвовал во всероссийском
финале конкурса «Учитель года-2012», одним из членов моего жюри был Ахтам
Чугалаев. Помню, как он сидел с левого от меня края «линии Нянковскогого*» и
временами что-то увлеченно записывал в блокнот. Что именно - мы узнали на
встрече жюри с конкурсантами. Оказалось, Ахтам на протяжении первого тура
собирал перлы участников, которыми и поделился с нами под наш дружный смех. Значительная
часть всех перлов состояла из моих шуток, оговорок и замышленностей**.
В этом году Ахтама Чугалаева в жюри не
оказалось, потому я решил перехватить упавшее было знамя перлосборщика и
продолжить добрую традицию. Впрочем, я продолжил бы её даже окажись Ахтам в
одной группе жюри со мной, так уж я решил заранее. С гордостью заявляю, что
оказался достойным преемником – думаю, что количество выуженных перлов
оказалось больше, чем у учителя. Пару реплик запомнили и подкинули мои коллеги
из жюри.
К сожалению, программа конкурса в этом году
не предусматривала встречу участников с судьями, поэтому наше собрание носило
неформальный характер. Конкурсанты, прослушав мою коллекцию и отдышавшись,
взяли с меня клятву не разглашать имен, но делиться записями не запретили, за
что я им весьма благодарен. Но те перлы, в которых присутствует имя конкурсанта,
я не публикую, как и те из них, которые понятны лишь узкому кругу жюри и
конкурсанту. Но давайте уже перейдем непосредственно к перловке. Заранее прошу
прощения у участников, если допустил неточности или вырвал что-то из контекста.
Здесь я применю старое оправдание непонятых художников – «Я так вижу!»
Начало урока. Звучит неторопливая
классическая композиция. Учитель, резко оборачиваясь от пианино к ученикам:
- Ну что, настроились трудиться?
- Музыка моего сердца расстроена.
О каком таланте Лермонтова я сейчас говорю?
(тихим голосом с очень мягкой,
нежной интонацией)
- Мятежная, тревожная музыка
звучит…
- Зачем я играла на фортепиано?
Показать, что Лермонтов был хорошим исполнителем.
- …посещала его усадьбу,
прикасалась к клавишам его матери и влюбилась в поэта.
- Кто такой Лермонтов?
Оказывается – загадка!
- Не потому ли Лермонтова считают
своим люди всех национальностей?
Дети дают характеристику
исторической личности. Учитель:
- Отважен до безрассудства?
Конечно. Хладнокровен? Безусловно!
- Помогите мне слово.
- Саша, я оставляю тебе листок,
поэтому можешь не стараться.
- Ребята, не слишком радостно?
- Какие еще звуки мы можем?
- Какой сейчас месяц? Как вы
считаете?
(разглядывая детский рисунок)
- Какой замечательный метеорит! И
глаз видно!
(спонтанно родившиеся стихи)
- Возьмёте больше – получиться
грязь.
Поверьте на слово – сама не раз.
- На что похожа половина листа?
Дети:
- На пол-листа!
- Какими были либералы?
Дети:
- Да странные какие-то они были.
- Выбираются методы действия этих
требований.
- Все запишем – однозначно
мужской пол.
- Князья могли иметь не только
жену, но и наложниц, и девушек.
- Так, давайте… что у нас здесь…
попробуем… давайте… подумаем… сформулируем…
(о том, как дети, рефлексируя,
крепят магнитики со смайлами на доску)
- …хорошие улыбки, просто улыбки,
недовольные улыбки…
- …НужнО… нУжно… нужнО…
- Обрушение зданий? Хорошо!
Материальный ущерб? Замечательно!
- Время у нас немножко
удлиняется.
- Мне не хватало дружеского
плеча, сегодня вы мне его поставили.
- Молодец! Сразу ответила на
правильный вопрос!
- Ребята, можете выражаться прямо
с места.
- Ребята, наверно, я хочу
прочитать вам стихотворение.
Ученик, выдавая версию:
- Взаимодействовать.
Учитель, кивая:
- Взаимно действовать.
- Я учитель, классный
руководитель, и, тем не менее, мне будет приятно поговорить с вами.
В классе импровизированное кафе –
напитки, тарелки с конфетами… На этапе подведения итогов учитель включает
неторопливую мелодию. В тишине слышу тихий комментарий:
- Медляк.
- Даже человек вполне пристойный
может совершить ошибку.
- Я первый раз чувствую себя
такой страшной.
- Вы можете прям! Встать!
- Подождите, сначала я решу, что
мне делать с внешностью.
Ниже несколько перлов от
шестиклассников:
Перед беседой:
- Ребята, волнуетесь?
- А смысл? Ничего уже не
изменить!
(это выражение выигрывает в номинации
«Устами младенца…»)
- Что у вас внутри, кроме
душевных качеств?
- Кишки.
- Почему сложно удержать ручку на
пальце?
(жалостливо)
- Ма-а-аленький пальчик…
- Мы уже не дети! Как будто…
- А если у человека один палец,
то что?!
- Отправляясь на вершину оружие с
собой нужно взять, это конечно.
- Выбор представлял трудность?
(глядя в одну точу, на выдохе)
- Да-а-а…
- Родители детям говорят –
«Ложись в семь часов вечера!»
И снова педагоги.
- Человек самостоятельно
хозяйничает в своей жизни.
- Наталья, звезда моя-тёзка!
- Есть такой возраст – трёх лет.
- Политехническая специальность.
Я учитель музыки, мне это близко.
- Я люблю эту тему. Да?
А здесь несколько неожиданно
прозвучала просьба ответить на вопрос, ответ на который веками ищут ученые, философы
и поэты:
- Богдан, объясни, пожалуйста,
что значит «любовь».
- Ты такой серьёзный, мне даже
энергия твоя передаётся.
- Чем можно объединить этих
людей?
(Переключая слайд и махнув рукой
в сторону экрана)
- Да не смотрите вы туда!
- Нищий и слепой Гомер, Сервантес
умерший в нищете… Но ведь им же нравилось, какие они?!
- Сейчас прозвучит музыка
Крутого, она так и называется…
- Я рад, что вы нашли прекрасные
минуты для нашего общения.
- Я хочу услышать от вас слова
знакомства.
- Давайте немножко придем к
обсуждению.
- …Малосемейные семьи…
- Наше заседание близится к
концу.
(формат встречи – беседа)
- Делать будем ошибки примерно
вместе.
- Спасибо вам, что мы здесь.
- У меня трое детей: один 17 лет,
один 13 лет и один с хвостиком.
- Дочь мне говорит: «Папа, дай
денег, и я вступаю в готы».
- …она безболезненно переболела…
- я очень волнуюсь, поэтому хочу
с вами познакомиться.
- Пока свист на горе не встанет.
- Уверена, что вы люди
образованные, но, возможно, с этим сталкивались.
- Что у вас с домашними
животными?
- Родителей друзей… Друзей
родителей друзей своих детей…
- Ваша была моя идея!
Иногда педагоги обращаются с
родителями во время беседы как с учениками:
- Какой вывод мы сделаем? Юлия,
пожалуйста!
- Я посмотрю, как каждый выполнит
задание.
- Верно, умница!
Немного перлов с мастер-классов.
- Тот, кто дышит нашими водами…
- …вековых деревьев, грибов и
ягод.
- Что в человеке заставляет
говорить?
- Проблема искусственного
интеллекта – это то, что стоит.
- …подходите к любимому человеку,
которого любите…
- Искусственный интеллект можно
сделать естественным способом.
- У меня есть петличка и микрофон
– это чудесно!
- У нас есть столько много, когда
они сами ищут.
- …во избежание времени…
- Я тут дала консультационный
вопрос.
- Такие фамилии как Билл Гейтс…
В заключении скажу, что почти всё выше
приведенное нисколько не бросает тень на
речевые способности участников конкурса – это не ошибки, а оговорки, порой
почти незаментые, как перемена букв в слове «незаметные».
Тем же, кто неодобрительно скажет, что
собирание перлов никак не красит участника жюри всероссийского
профессионального конкурса, отвечу словами Григория Горина, вложенными в уста
Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа! Умное
лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с
этим выражением лица…»
_______________________
* М.А.Нянковский в 2012 году был председателем жюри моей группы.
** замышленность – состояние
сознания собаки при подаче одновременно нескольких команд. Автор термина –
В.Цветков, ученик 5 класса.