Форма входа

Поиск

Поделиться

Опросы

Как вы относитесь к введению цензуры в Интернете?
Всего ответов: 62

Случайные фото

Короткой строкой

Задать вопрос

География гостей


Locations of visitors to this page

Кнопка сайта

Провинциальный учитель

Случайная ссылка

Translate site


Яндекс.Метрика



Суббота, 20.04.2024, 08:02  
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  | Карта сайта 
Знаете ли вы, что:

Главная | Мой профиль  | Контакты  | Выход

Развитие познавательного интереса средствами ИКТ 


Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий в рамках учебной дисциплины ОБЖ




В своей жизни мы периодически сталкиваемся с ситуациями, когда необходимо выполнить какое-то задание, но из-за отсутствия желания, заинтересованности в нем, очень трудно добиться высокого результата.

Обучение – один из самых сложных видов работы. Поэтому наша задача – задача учителей – сделать этот процесс максимально значимым и интересным для школьников.

Цель моей профессиональной деятельности - развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся в рамках учебной дисциплины ОБЖ средствами информационно-коммуникационной технологии. Конечно, тема не новая, не «модная», но, на мой взгляд, всегда актуальная.

В первую очередь, нас интересует механизм возникновения и формирования познавательного интереса. С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [3]. В своих работах Г.И. Щукина выделила следующие последовательные стадии.

1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Оно может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.

4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков, потому что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяет сочетать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. Значительно повышается интерес у учеников, особенно слабоуспевающих, к предмету ОБЖ, улучшается качество усвоения нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить курс. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания.

Компьютерным технологиям я отвожу особое место, что обусловлено их возможностями:

·       визуализация учебного материала;

·       моделирование изучаемых явлений в реальном времени;

·       разнообразие видов учебной деятельности, реализуемых средствами компьютерных программ;

·       интерактивность, т.е. немедленная реакция на действия обучающегося;

·       наличие постоянной обратной связи: ученик – компьютер - учитель;

·       обращение к удалённым источникам информации (в том числе Internet-ресурсам).

Достижению поставленной мною цели способствует использование в образовательном процессе системы различных средств ИКТ.

Интерактивная доска (ИД), как известно, реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность, на ней можно размещать разноплановую информацию (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).

Работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока и потратить его, в том числе, на решение проблемных вопросов.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

В образовательном процессе ИД удобно использовать

• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации;

• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия или во внеурочное время (в зависимости от специфики самого урока, психолого-личностных особенностей обучающихся класса).

Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

Какова роль интерактивной доски в процессе развития познавательного интереса обучающихся?

Начнем с того, что интерактивная доска, как любое средство информационно-коммуникационного характера, сама по себе вызывает интерес у детей (особенно среднего звена). Поэтому в ходе изучения нового материала с помощью флеш-программ воспитанники с удовольствием выходят к доске, чтобы самостоятельно совершить поиск необходимого объекта.

Например, при изучении темы «Ориентирование по небесным телам» (6 класс) перед обучающимися неоднократно возникают проблемы: как найти на небе созвездия Большой и Малой Медведицы, как провести линию ориентира по Солнцу и др. Методом проб и ошибок, работая с интерактивной доской, они приходят к положительному результату.

Во-вторых, ИД удобно использовать для систематизации и структурирования информации, имеющейся у обучающих или поступающей к ним с помощью графических средств представления информации (кластеров, таблиц), составление и заполнение которых в электронном виде ускоряет образовательный процесс и способствует более успешному усвоению знаний, а значит, более высокому уровню познавательного интереса.

Например, в ходе урока по теме «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера» (7 класс) ИД служит средством фиксирования задач урока, обобщения получаемой в ходе решения проблемных вопросов информации и, как следствие, выполняет функцию краткого конспекта.

В-третьих, ИД позволяет фиксировать результаты исследований, проводимых в ходе урока, в электронных таблицах и мобильно строить графики зависимости показателей от определенных факторов.

Также интерактивная доска позволяет использовать Интернет-ресурсы для быстрого получения недостающей теоретической или графической информации как в ходе урока, так и во внеурочной деятельности. Последнее особенно актуально при создании творческой работы или реферата.

В ходе урока данную форму удобно использовать, в частности, при поиске определения того или иного понятия или визуализации звуковых или световых сигналов (тема «Подача сигналов бедствия»).

На уроках ОБЖ большое значение имеет практико-ориентированный подход, рассмотрение конкретных ситуаций и поиск путей ее решения. Зачастую осуществление затруднено отсутствием в образовательном учреждении необходимого оборудования и условиями проведения (разжигание костров, явления природы, бытовые опасности т.д.). В этом случае ИД служит средством моделирования данной ситуации (анимационная модель, флеш-программа). Последняя помогает найти пути решения возникшей проблемы.

Обращаю Ваше внимание на тот факт, что большинство из указанных средств ИКТ, точнее, те, которые используются непосредственно в образовательном процессе, напрямую связаны с материалами, создаваемыми на основе флеш-программы. Мне хотелось бы остановится более подробно на их всестороннем применении.

1. Использование видеоряда или приложений в качестве наглядных пособий на этапе изучения нового материала. Урок проходит в форме лекции, рассказа или беседы с применением мультимедийного проектора, интерактивной доски или телевизора (в зависимости от возможности кабинета). Этот вариант используется при наличии одного компьютера (http://arseniypopov.ucoz.ru/urok_ug-nt.exe).

В данном случае флеш-программа служит средством визуализации информации и позволяет активно включиться в образовательный процесс, в первую очередь, визуалам. И здесь, как и во всей моей профессиональной деятельности, трудно обойтись без помощи школьного психолога, который позволяет выявить среди детей группы по разным признакам: по личностным особенностям, по особенностям восприятия и переработки информации, по темпераменту и т.д.

2. Каждый обучающийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, изучая ее в собственном темпе и зарабатывая итоговую оценку. Обучающиеся, усвоившие материал раньше других, получают дополнительные задания. Контроль осуществляется через составление учеником плана-конспекта и внесения в него ответов на поставленные учителем вопросы. Данный вариант предполагает наличие компьютеров, соответствующих количеству обучающихся в классе, и в большей степени подходит для уроков отработки знаний, умений и навыков (http://arseniypopov.ucoz.ru/index/moi_razrabotki/0-11, флеш-приложение № 1, 2).

3. Урок изучения нового материала на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал флеш-программы по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда. Подобная форма работы позволяет не только организовать изучение нового материала, но и сформировать информационно-коммуникационные навыки (работа с Интернет-ресурсами (по необходимости) и демонстрационными редакторами).

4. Игровые формы урока (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания, пользуясь компьютером. Такие уроки могут использоваться при обобщении или повторении тем раздела курса. Как и в предыдущем случае, количе­ство компьютеров должно соответствовать количеству групп. Эту же форму удобно использовать для проведения внеклассных мероприятий по предмету («Своя игра»: http://arseniypopov.ucoz.ru/svoyaigra/Svoyaigra.html, инструкция к «Своей игре»: http://arseniypopov.ucoz.ru/svoyaigra/instrukcija.docx).

5. Использование флеш-программ для повторения содержания курса или контроля знаний. В данном случае одну и ту же программу можно использовать и как средство проверки качества знаний обучающихся по изучаемой теме, и как средство, с помощью которого выявляются пробелы в знаниях обучающихся (http://arseniypopov.ucoz.ru/index/moi_razrabotki/0-11, тест № 4). В последнем случае воспитанники могут восполнить эти пробелы самостоятельно, отыскав правильные ответы в учебнике, Интернет-ресурсах, обучающих флеш-программах. Для реализации данной формы желательно наличие нескольких компьютеров.

6. Организация коррекционной работы на дополнительных занятиях, как правило, бывает основана на двух формах: самостоятельное изучение темы с помощью флеш-программы и последующая проверка знаний. Роль учителя - консультирующая. Вариантом такой работы может стать самостоятельный просмотр учеником флеш-лекций дома.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ в соответствии с реализацией здоровьесберегающего подхода, я считаю  оправданным  использование ИКТ, если применение других средств обучения неэффективно в сравнении с ним.

Определяя степень компьютеризации учебного процесса, я выбираю необходимость применить один ПК или задействовать компьютерный класс, т.е. определяю преобладание в ходе урока педагогической системы псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером (по классификации В.П. Беспалько [2]). Для удобства пользуюсь  таблицей (Слайд 3).

Кроме этого, для принятия обоснованного решения по выбору степени компьютеризации учебного процесса, я основываюсь на результатах медицинского обследования и психологического анализа моих воспитанников, на знаниях о современных методах обучения, о сопутствующих организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для проектирования урока.

И здесь я ставлю перед собой вопрос: Формирование каких метапредметных навыков обучающихся является неотъемлемым условием успешности каждого конкретного урока? Ведь развитие познавательного интереса и творческой активности, к которым я стремлюсь, неразрывно связаны с формированием таких метапредметных навыков, как способность к свободному общению, поиск методов решения проблем, способность к анализу и синтезу, рефлексии и др.

Получается, что применение ИКТ в образовательном процессе рассматривается мной не как самоцель, а как источник дополнительной информации по предмету; как способ повышения интереса к предмету и познанию; способ самоорганизации учебного труда и самообразования; возможность реализации каждой личности и повышение ее самооценки; как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Оценивая результаты своей работы, я обращаю внимание на то, что результат любой деятельности предполагает получение двух продуктов: внутреннего и внешнего.

В качестве внешних результатов могу привести повышение качества знаний обучающихся (Слайд 4, рис.1), а также результаты спартакиад и конкурсов: военно-патриотических, спортивных, туристических (Слайд 4, рис. 2) и предметных олимпиад: 2010 г. - Я. Посадский - 2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ; 2011 г. - А. Гусев - 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ, участие в областном этапе.

Но наиболее актуальным, на мой взгляд, является внутренний результат, выражающийся в уровне познавательного интереса и сформированных метапредметных навыков у детей. (Слайд 5, рис. 1)

В ходе отдельно взятых уроков для оценки настроения, познавательного интереса, уровня креативности школьников удобно использовать такую форму рефлексии, как психолого-климатическая шкала, которая строится на основе личностных оценок обучающихся до и после урока (Слайд 5, рис. 2).

Я могу сделать ряд выводов:

·       использование ИКТ активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику сложно учиться, тем более с интересом;

·       у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета, познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а к ОБЖ в целом;

·       возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей моих воспитанников.

Французский писатель Э. Золя говорил: «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность». Я пытаюсь использовать те педагогические методы, приемы, технологии, которые позволят «окрылить» моих учеников, побудив их к творческой деятельности.

 




Облако тегов
конкурс сайтов




Copyright MyCorp © 2024