В номере 06 от 5 февраля 2013 года Учительской газеты вышла статья Татьяны Масликовой, охватившая практически весь период моей педагогической деятельности. Дом в большой клубнике. Почему бы и нет?Неожиданные задания - интересные ответыПо-разному складываются судьбы финалистов «Учителя года» после того, когда заканчивается конкурс. Бывает и так, что жизнь меняет свое привычное течение, человек переезжает в другой город или район, устраивается на работу в новую школу, а то и просто становится начальником. Почему нет? Учителей года часто приглашают на руководящие посты.
Победитель Тамбовского регионального конкурса Арсений Попов высоким начальником пока не стал, но в другой город переехал: из небольшого Мичуринска в Тамбов, областной центр, и устроился в другую школу - из мичуринской школы №9, работая в которой, побеждал на конкурсе, в тамбовский лицей №21. Поэтому, конечно, один из первых моих вопросов был: не жаль ли расставаться? Оказалось, расставание было не первым... Поначалу в учителя Арсений Анатольевич пошел скорее из-за ограниченности выбора. То есть в его родном Мичуринске вузов было два - аграрный и педагогический, вот его-то и выбрал парень после школы, так как чувствовал себя человеком творческим. В семье тому способствовали: отец - член Союза художников России, мама работала директором Мичуринского краеведческого музея, сестра музыкант, а сам Арсений с детства любил рисовать, фотографировать, увлекался компьютером, а еще путешествиями, природой, туризмом, спортивным ориентированием. В итоге его выбором стал факультет биологии Мичуринского педагогического института (сейчас уже присоединенного к Мичуринскому аграрному университету). А когда после окончания пошел по распределению работать в сельскую школу, параллельно поступил учиться на юриста в Тамбовский технический университет. Думал, что будущую свою жизнь свяжет с юридической специальностью, а педагогика, во-первых, безденежно, а во-вторых, нелегко. Несправедливо это: за такой тяжелый труд такие маленькие деньги. Он тогда даже удивлялся, как это люди по собственному великому желанию идут в учителя, и главное - что их там удерживает?! Через несколько лет работы в Новотарбеевской школе он уже сам знал ответ на этот вопрос. Школа в селе Новое Тарбеево по деревенским меркам была большая - двухэтажная, когда-то в классах по 40 учеников сидели за партами. Арсений Анатольевич тех времен не застал, при нем во всей школе сначала было 50 детей, а через семь лет осталось 13. Молодого учителя сразу взяли преподавателем-организатором ОБЖ, помогали ему на первых порах, хорошо в коллективе приняли, а дети за своим учителем были готовы хоть в поход, хоть на соревнования. Правда, недолго это продолжалось, через семь лет Попов уже начал приезжать в школу лишь на один день в неделю - ее объявили филиалом, разобрали верхний деревянный этаж (этаж разобрали до моего прихода в школу - А.П.), чтобы дешевле было отапливать меньшее по площади помещение. А потом школу оптимизировали, то есть совсем закрыли. Было это в 2009 году. Коллектив на закрытие подготовил торжественный вечер «Прощание со школой» (дело было как раз после выпускного), и пригласили на этот вечер всех выпускников разных лет. Народу съехалось! Со всей России... Собрались в спортивном зале, который заодно был и актовым, фильм об истории школы смотрели, многие плакали... Вот таким было первое прощание молодого учителя со своей первой школой. В ней он почувствовал себя Учителем и понял, почему люди остаются в этой профессии. А полученный диплом юриста лег на полку, на хранение. В Новотарбеевской школе Арсений Анатольевич начал водить учеников в походы. Начал сам по себе, никто от него этого не требовал. Говорит, такое увлечение пошло от предмета. Например, в курсе ОБЖ есть тема, в которой изучаются веревочные узлы и то, как правильно связывать веревки. Ну связали по рисунку, а дальше что? Дальше он объяснил, что можно связать веревки еще крепче и подстраховать человека. Дети тут же спросили, зачем его страховать. Учитель ответил, а заодно рассказал о специальных соревнованиях, на которых эти знания применяются и оцениваются. «А почему мы не участвуем в таких соревнованиях?!» - возмутились дети. Вот так все и началось. Сначала работал просто на энтузиазме, но полученные результаты, например завоеванное в первый же год в Мичуринске пятое место на городских соревнованиях по туризму, обратили внимание начальства на новую школьную команду. И через какое-то время учителя оформили как педагога допобразования в Доме творчества: появились небольшая прибавка к зарплате и новый туристический кружок. На второй год юные туристы опять попросились на соревнования и заняли... первое место. Это была единственная команда сельских школьников, у них не было ни своего инвентаря, ни снаряжения, а одноместная палатка при всем желании не могла вместить восемь членов команды, старшие школьники, а с ними и учитель ночевали у костра. За ними тут же закрепилось гордое прозвище тарбеевские ниндзя. И даже когда в школе оставалось 20 учеников, он все равно собирал разновозрастную команду, и они побеждали на соревнованиях. Следующим местом работы Арсения Анатольевича стала мичуринская школа №9. Как он сам говорит, школа интересная, с традициями, победитель многих конкурсов, и хотя проработал там недолго, но тоже стал победителем - сначала городского, а затем и областного этапов «Учителя года». Конечно, он и в этой школе создал свою туристическую команду, и снова они занимали призовые места, но он никогда не считал себя конкурсным человеком. То есть не стремился выступать на сцене, показывать что-то яркое, как-то себя демонстрировать. Но директор девятой школы Маргарита Викторовна Липчанская что-то этакое в нем все-таки разглядела и предложила участвовать в конкурсе. Он неожиданно для себя согласился... И как-то так вышло, что уже на первом этапе несколько педагогов, посмотрев на Попова и еще одного, как он говорит, учителя - кавээнщика, от конкурсных испытаний просто отказались. Решили, что с этими ребятами соперничать бесполезно. И только после победы в городе он наконец поверил, что у него может получиться. А в школе уже вовсю шутили: «Только в финал, или не возвращайся!», хотя, конечно, в школе помогали. И директор, и коллеги. Катастрофически не хватало времени, поэтому ему перед конкурсными испытаниями давали два-три свободных дня, чтобы смог лучше подготовиться, и предоставляли для уроков чужие, то есть незнакомые ему, классы. Очень поддерживала Ольга Валерьевна Ушакова, сама бывшая участница конкурса и областной победитель... Ну а потом, после победы на областном этапе и после окончания учебного года, наступило прощание со второй школой, то есть с мичуринской девятой. Тут уж ничего не поделаешь, победа окрыляет и заставляет человека творческого искать новые цели. (Хотя всё же мой переезд с работой не связан - А.П.). Арсений Анатольевич решил переехать из Мичуринска в областной центр, где сейчас набирает силу новый для региона проект - создание школы Сколково-Тамбов. Появилось желание попробовать себя в этой инновационной школе. Прошел собеседование, получил одобрение, а пока новое учебное заведение строится, Арсений Попов работает учителем ОБЖ в лицее №21. Это совершенно новый опыт и другие требования. Теперь в его активе преподавание в сельской школе с 50 учениками, в городской с 400 и в крупном городском лицее, где обучаются полторы тысячи детей. Сегодня ему очень нравится давать на уроках необычные задания, над которыми нужно подумать. Например, один из уроков в пятых классах - «Безопасность в нашем доме». Тема довольно стандартная, по которой ничего нового вроде бы не скажешь: опасные места всем известны - розетки, электрический щиток, газовая плита и так далее. Об этом и родители говорят, и в начальных классах этому повышенное внимание... Что делать учителю ОБЖ? Арсений Анатольевич предложил ребятам создать свой дом будущего. Главное требование к такому дому - его полная безопасность. Можно использовать любые строительные материалы или источники энергии, только все они должны быть безопасными. Например, газовую плиту могут заменить волновые нейтронные генераторы, а опасный лифт может превратиться в телепортер. Дети рисовали свои дома на листах, а потом на уроке защищали проект и задавали друг другу вопросы. Самым поразительным для учителя оказалось то, насколько разным в детском восприятии может быть понятие безопасности. Один мальчик придумал дом в форме большой клубники с шоколадным порогом. Дети, конечно, раскритиковали такой дом: «Как ты спать будешь в клубнике?! У тебя там все прокиснет за три дня и мухи налетят!» Но на главный вопрос - в чем безопасность - мальчик ответил очень логично: в таком доме никогда не умрешь от голода! Это и есть, по его мнению, полная безопасность! Многие ребята представляли свои дома как неприступную крепость: на стенах пушки, пулеметы, железные засовы, сканер сетчатки глаза! То есть на первом месте безопасность от проникновения плохих людей. Одноклассники спрашивали, как пройти в дом, если глаз заболел, покраснел или еще что-то с ним случилось. Ответ оказался для всех неожиданным: ключ лежит под ковриком! Еще одно задание недавно дал шестому классу. Говорит, сидел и думал, как сделать урок интереснее. А урок был по правилам дорожного движения - тоже ведь ничего нового не выдумаешь, красный свет, зеленый... Потом учитель вспомнил Григория Остера и на следующий день предложил ребятам придумать «вредные» советы для пешеходов и автолюбителей. «Увидел красный свет - беги, машина далеко... А если собьет - его проблемы, а я в школу не пойду...» Урок получился очень интересным, правда, пришлось напомнить о дисциплине. Арсений Анатольевич говорит, что после конкурса у него появился новый стимул в работе. Раньше приходил на урок, и все шло обычным чередом. А теперь просто так урок вести будто совестно, надо обязательно что-то придумать: «Ведь я же учитель года! А как иначе?» Правда, с грустью замечает, что у некоторых ребят творческий подход учителя к урокам ответного энтузиазма не вызывает, особенно в старших классах. Спрашивают, зачем все эти излишества? «Вы нам просто скажите, что записать, и мы на следующий урок это расскажем». Некоторые ученики воспринимают обмен мнениями и творческий подход как излишество. Писать - это урок, а думать и разговаривать - безделица, особенно на ОБЖ. Что делать учителю в такой ситуации? Он отвечает так: я учитель, и я решаю, каким быть уроку. - Несколько лет я работал на уроках ОБЖ по принципу, что мы должны давать готовые знания. Это, с одной стороны, правильно, потому что есть алгоритмы действий - правила дорожного движения, алгоритмы действий при пожарах, при химических авариях. Что еще придумывать? Но теперь мне кажется, что подходы надо менять. Потому что надо учить думать, а не просто учить запоминать. Например, тема «Пожары». Условия возникновения горения, поражающие факторы, способы тушения, правила поведения... И алгоритм проведения урока одинаковый - рассказ о том, какие факторы бывают, показ, повтор... Но можно ведь и так делать, чтобы дети сами думали и делали выводы. Например, изучили условия возникновения пожаров, попробуйте сами предложить способы тушения. Для этого надо находить причинно-следственную связь, а значит, думать. То же и с вариантами спасения. Мы знаем, что горячий воздух легче холодного, а значит, он поднимается вверх, поэтому укрытие надо искать внизу и эвакуироваться ползком или согнувшись... Если ученик сам придет к таким выводам, он их надолго запомнит. Директор 21-го лицея Виктор Викторович Парамзин говорит, что Арсений Анатольевич - для школы человек творческий и очень активный. У деток, можно сказать, глаза загорелись, и все готовы идти за ним хоть в самый дальний поход. Почему нет, было бы желание...
|